Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности — коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого — общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов.

Центр лечения неврозов и болезни Альцгеймера

Основные этапы эмоционального развития ребенка в норме Процесс психического развития ребенка в первый год жизни невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов с внешним миром. Анализу процесса взаимодействия в диаде мать—дитя, его динамики в разные возрастные периоды посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных исследователей Выготский Л.

Ребенок на ранних этапах развития зависит от матери не только физически — как от источника обеспечения всех его витальных потребностей в сытости, тепле, безопасности и т.

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные . Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее.

В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников. Это движение обусловлено прежде всего онтогенетическими особенностями возраста - детство по своей сущности ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение.

Природные предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой. В период детства интенсивно развивается организм ребенка: В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлекси-ровать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных эмоциональных переживаний. Поэтому, что бы ни толковали специалисты-футурологи об институте семьи, пока семья существует-для проживших в ней детские годы нет ничего священнее и прекраснее. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве 96 семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий окружающего мира и крайняя невыносливость, пассивность в эмоциональном контакте с близкими. Проблема страхов по-разному проявляется при разных вариантах аутистического дизонтогенеза. Рассмотрим подробнее некоторые из этих характерных проявлений и постараемся понять, в чем состоит их основное отличие от обычных детских страхов.

Появление страхов у маленького ребенка естественно и закономерно. Первые страхи возникают уже в младенческом возрасте и своевременность их выраженности, также как и затем ослабления, являются определенными показателями благополучия аффективного развития. Эти страхи адаптивно значимы, они свидетельствуют о том, что у ребенка выражено чувство самосохранения.

Второ страха расставания приходится на возраст от двух до трех лет. Если кроха потерял кого-то из близких в раннем возрасте, его страх.

Было обнаружено, что новорожденный ребенок открывает рот или высовывает язык, если находящийся к нему лицом к лицу человек совершает эти действия. Выявлена способность младенцев расширением губ имитировать выражение счастья на лице взрослого, выставлением наружу нижней губы — выражение печали, открытием глаз и рта — удивленное лицо. Если эти выражения редки сразу после рождения, то очевидны к возрасту 2—4 месяца.

Выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых. С точки зрения одного из основателей этого направления исследования американского педиатра Берри Бразелтона, при оценке поведения новорожденных младенцев можно наблюдать интерес, радость, удивление, отвращение, гнев.

К примеру, интерес можно наблюдать к звуку погремушки, отвращение — когда ребенок сосет мыльный палец, гнев — при оценке приносящего максимальное неудобство рефлекса. Младенцы также способны различать эмоциональные выражения лица взрослого, которые принято считать универсальными. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте различают слайды с выражениями радости, гнева и нейтральными выражениями.

Определено, что младенцы различают положительные выражения лица лучше, чем отрицательные или нейтральные, показывают положительные выражения чаще, чем отрицательные.

Каждому возрасту - свой страх. страхи младенческого, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Было обнаружено, что новорожденный ребенок открывает рот или высовывает язык, если находящийся к нему лицом к лицу человек совершает эти действия. Выявлена способность младенцев расширением губ имитировать выражение счастья на лице взрослого, выставлением наружу нижней губы — выражение печали, открытием глаз и рта — удивленное лицо. Если эти выражения редки сразу после рождения, то очевидны к возрасту 2—4 месяца.

Выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых. С точки зрения одного из основателей этого направления исследования американского педиатра Берри Бразелтона, при оценке поведения новорожденных младенцев можно наблюдать интерес, радость, удивление, отвращение, гнев.

К примеру, интерес можно наблюдать к звуку погремушки, отвращение — когда ребенок сосет мыльный палец, гнев — при оценке приносящего максимальное неудобство рефлекса.

Коррекция страха у детей может осуществляться с помощью рисунков – когда ребёнок фобий были сформированы еще в детстве, числе самом раннем. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны.

Рождение ребенка резко изменяет привычную среду обитания, характерную для эмбриона. С первых же минут вступают в действие безусловные рефлексы, контролирующие работу основных систем организма — дыхание, кровообращение, пищеварение, обеспечивающие основные биологические потребности ребенка. Необходимы и способности ребенка к обучению в виде приобретения сначала простых, а затем и более сложных условных рефлексов. В свою очередь, смена эмоционального общения на ситуативно-деловое с использованием речи повышает речевую активность ребенка, он постигает азы социального взаимодействия, овладевает моторикой, познает пространство.

Становление ходьбы знаменует собой период раннего детства года. Его действия и даже речь определяются этой наглядной ситуацией. Поведение ребенка характеризуется единством моторных и сенсорных функций все, что он видит, ему необходимо потрогать руками и недостаточной дифферецированностью аффектов и восприятия. Для ребенка нет воображаемой ситуации, нет ролей, он осваивает функции предметов и вещей: Важным является то, что появляется понимание, что каждая вещь имеет свое имя, свое назначение.

Происходит выделение фигуры из фона. Предметная деятельность приводит к изменению и в мотиваци-онной сфере: Постепенно к 3 годам формируются более тонкие эмоции. Степень выраженности кризиса трех лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Ковалев такие синдромы, как:

Глава 16. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или депрессией. Исключение составляют первые два года. Она не зависит от пола и возраста.

Особенности проявление страхов в раннем возрасте и стратегия поведение Предмет исследования: детские страхи в младенческом, раннем и.

Наиболее существенные формы такого поведения — плач и улыбка. Плачем они подзывают мать к себе, а улыбкой как бы просят: Таким образом реализуется ситуация запечатления По какой-то причине система общения этих детей нарушилась. Это объясняется тем, что начиная примерно с шестого месяца, по мере интеллектуального развития, телесный контакт заменяется иной формой общения.

Младенец рано усваивает, что с помощью определенных способов крика, плача, двигательной активности он может привлечь внимание. И это единственный путь к сближению со взрослыми. Так уже в первый год жизни появляются трудные дети. Отец пытается успокоить малыша и приседает к нему, но, увидев его, ребенок кричит еще сильнее видимо, отца он видит редко: При его появлении начинает сильно плакать, не идет к нему на руки, тянется к матери, в глазах ужас.

Со слов матери, в 8-месячном возрасте он заболел астматическим бронхитом.

Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения

Статья из книги"Энциклопедия глубинной психологии" Т. Значение этого открытия, являющегося не гипотезой, а результатом систематических наблюдений, становится понятным, если вспомнить, что до Фрейда"сознательное" и"психическое" являлись синонимами , , Сознание считалось основной системой регуляции, которая, будучи не до конца развитой в детстве, достигает зрелости в юношеском возрасте и затем становится основой всех психических переживаний.

Наряду с этой формальной организацией существует жизнь чувств, обладающая собственными законами и руководствующаяся принципами потребностей и страстей. Открытие Фрейда привело к полному перевороту в прежних категориях мышления И тем самым породило в людях глубокое сомнение в себе. Фрейд сумел показать, что основу всех душевных событий составляет бессознательное.

В этом возрасте начинает формироваться базовое доверие, то есть Еще одну раннюю форму страха описала английский психоаналитик Мелани.

Психические расстройства в детском возрасте Возрастные периоды детства. Первый и второй возрастные кризы. Возрастная динамика психических расстройств у детей и подростков. Наиболее распространенные и специфические психические расстройства детского возраста: Неврозоподобные расстройства в детском возрасте. Регрессивные и псевдорегрессивные расстройства.

Детский возраст - от рождения до юношества - включает столько различных, отличающихся друг от друга психологических миров с разнообразием оттенков эмоциональной жизни и познания, что делает детство не похожим ни на один возрастной период зрелого человека.

Развитие ребенка с аутизмом: восприятие, адаптация, страхи, негативизм